Медико-психологический центр "Люмос"
+7 863 333-58-57
+7 863 333-58-57 Записаться на консультацию
Как выглядит психотерапия депрессии?

Дата и время

13 января 14:59

Новогодние праздники подходят к своему завершению и праздничное настроение может смениться хандрой. Мысли о работе, проблемах, которые, увы, не разрешились магическим образом с боем курантов, и ощущение бессилия — нахлынуть с новой силой.

 Послепраздничная депрессия требует не только медикаментозного лечения, но и работы над привычным образом мысли, реакциями и убеждениями. Разберемся на примере одного случая из практики, как проходит психотерапия депрессии в КПТ.


Катя, студентка 1 курса университета обратилась за помощью после новогодних праздников в связи с подавленным настроением, тревожностью и чувством одиночества. У Кати была диагностирована депрессия средней степени тяжести, которая началась еще в первый месяц учебы в колледже.

Хуже всего Катя чувствовала себя по вечерам, когда ложилась в постель и старалась уснуть. Это означало, что депрессия девушки носит невротический характер, то есть причины подавленного настроения преимущественно психологические. Однако на момент обращения Кати к ним уже добавились и биологические факторы.
Кате было назначено медикаментозное лечение для облегчения ее состояния в первое время, но полное выздоровление для нее возможно только после курса психотерапии. Катя обратилась к КПТ-терапевту.

Первым делом психолог выявил автоматические мысли Кати: перед сном она обычно думала: «Я никогда не закончу курсовую работу», «Меня отчислят из колледжа за неуспеваемость», «Я ничтожество и ничего в жизни не достигну». Девушка часто представляла себя с чемоданом в руке, устало бредущую по улицам без цели, подавленную, в отчаянии. Эти образы приходили к Кате бесконтрольно и навязчиво.
Выяснилось, что в детстве Катя часто сравнивала себя со своим старшим братом, который, казалось, все делал лучше и во всем достигал больших успехов. Ей часто приходилось слышать от мамы слова: «Ты бестолковая девчонка! Неужели ничего не можешь сделать как положено?», «У твоего брата отличные оценки, а ты? Из тебя ничего путного не выйдет!».
При этом у Кати были хорошие отношения с отцом. Он всегда старался поддерживать дочь, особенно ее успехи в спорте. Бег и плавание стали для Кати отдушиной, полем, на котором она способна быть успешной.

Благодаря психотерапии, Катя смогла осознать свои отношения и правила: «Я должна добиваться успеха во всем, что делаю», «Я должна все выполнять наилучшим образом», «Нельзя давать себе поблажки».
До психотерапии Катя не смогла бы четко выразить эти установки. Однако эти убеждения оказывали большое влияние на ее мышление и поведение. Например, накануне экзаменов Катя всегда тревожилась (ожидая, что ее постигнет неудача) и испытывала чувство вины (порицая себя за то, что упустила время и не подготовилась как следует).
Катя привыкла интерпретировать события и ситуации в самом мрачном свете, основываясь на своих иррациональных убеждениях. Она не анализировала свои депрессивные мысли, а принимала их на веру. К развитию депрессии привели не мысли и убеждения. Однако с началом расстройства эти когнитивные установки стали играть ведущую роль и жестко обуславливали ее подавленное состояние. Депрессия же возникла вследствие совокупности биологических и психологических факторов.

После поступления в университет, с каждым днем у Кати возникало все больше удручающих мыслей в отношении себя. Ее одолела тоска. Она накинулась на учебу и проводила непозволительно много времени за учебниками. Но концентрация внимания у Кати снизилась, и она чувствовала, что «все впустую». Обвинив во всех своих бедах себя, Катя ощутила полную безнадежность. Катя начала избегать общества сокурсников и перестала звонить старым друзьям, которые всегда ее поддерживали, потому что боялась показаться им неполноценной. Она прекратила занятия бегом и плаванием, которые дарили ей чувство успеха и удовлетворения достигнутым.

Теперь Катя испытывала острую нехватку позитивных ощущений. Наконец, у девушки пропало не только желание двигаться, но и аппетит и сон. Она полностью обессилела. Возможно, у нее была генетически обусловленная предрасположенность к депрессии, однако ее восприятие ситуаций и поведение в различных обстоятельствах способствовали обострению биологической и психологической уязвимости, что и привело к возникновению расстройства.
Итак психотерапия Кати была направлена на выявление этих автоматический мыслей, глубинных убеждений и неосознаваемых ранее жестоких правил, которым Катя заставляла себя подчиняться. Девушка училась отслеживать их у себя, замечать, как они влияют на ее состояние и ее поведение.
Со временем Катя научилась заменять автоматические иррациональные мысли на более конструктивные и реалистичные. Отдельной целью было возвращение в жизнь Кати всего, что поддерживало ее и давало ей чувство удовлетворения: общение с близкими людьми, занятия спортом.


Таким образом, психотерапия позволила Кате вернуться к рациональным убеждениям о себе и своих способностях, укрепить их и распространить на те сферы жизни, в которых раньше уверенности у Кати не было.
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный психотерапевт Сухорада С.С. Записаться к Сухорада С.С.
← Предыдущая статья

Почему моя девушка не хочет секса?

Следующая статья →

Техника “Мотивационное интервью”

1

Мы занимаем 1 место среди психологических центров
по рейтингу Продокторов.
    prodoktorov.png

2
Являемся официальным представителем ведущего психотерапевтического центра страны им. В.М. Бехтерева по обучающим программам.
3
Используем только научно доказанные методы психокоррекции,
что позволяет справиться с многими психологическими проблемами.
+7 961 290-33-06 Whatsapp
Заказать звонок