Медико-психологический центр "Люмос"
+7 863 333-58-57
+7 863 333-58-57 Записаться на консультацию
Интересный случай из мировой практики психодиагностики

Дата и время

30 ноября 18:45

Экспериментальное психологическое исследование часто помогает психологу правильно спланировать работу, а психиатру — назначить верное лечение. Истории такого исследования могут быть очень интересны. Вот одна из них (основана на реальных событиях, но не имеет ничего общего ни с каким конкретным человеком):

Анна (назовем так обследуемую девушку) — девятнадцатилетняя студентка, была направлена на экспериментальное психологическое исследование в связи с ухудшением успеваемости, жалобами на повышенную тревогу, сложностями в общении, общую эмоциональную подавленность, депрессию. Целью являлось выявление особенностей интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы для построения дальнейшего плана лечения.
Во время беседы с психологом Анна выражала сильную обеспокоенность отсутствием дружеских и романтических отношений, отметила ухудшение памяти в последние месяцы, повышенную раздражительность. Девушка сетовала на собственную ранимость и чувствительность, повышенную тревожность, впечатлительность, не могла избавиться от угнетающих мыслей о напрасном ходе жизни и тщетности любых усилий. Она хотела избавиться от своей депрессии.

История жизни девушки:
Анна родилась в полной семье, была третьим ребенком. Ее ассоциации с детством сопряжены с неприятными, тяжелыми воспоминаниями. Мать описывала как эмоционально холодную, злую и жестокую женщину, которая часто применяла в воспитательных целях физические наказания. С отцом складывались более теплые и доверительные отношения, однако он ушел из жизни, когда Анне было 7 лет. Из-за большой разницы в возрасте с братом и сестрой (8 и 5 лет соответственно), сблизиться с ними тоже не получалось.
В детском саду у Анны не было друзей, она была робким, забитым и угнетенным ребенком. Школьное обучение началось с 7 лет. Общение со сверстниками не складывалось, одноклассники часто подшучивали и издевались над ней, а она сама преимущественно держалась особняком. Успеваемость была отличной, школу девушка окончила с медалью. Ей легко давались технические науки, а в свое свободное время она «зарывалась» в книги и могла похвастаться высоким уровнем эрудированности.

После окончания школы, Анна поступила в ВУЗ, переехала в общежитие. Было тяжело привыкнуть к новой обстановке, в общении чувствовала себя неуверенно, в основном наблюдала за одногруппниками со стороны. Ей хотелось с кем-то подружиться, но в то же время было страшно не понравиться, не получалось найти общих тем для разговора, влиться в коллектив. Настроение на фоне этих переживаний было устойчиво сниженным, ее посещали навязчивые мысли о собственной никчемности, стало сложно концентрироваться на учебе, запоминать материал. Анна отмечала, что стала более раздражительна, начала тревожиться из-за того, что другие говорят у нее за спиной, осуждают, высмеивают.

Что показали результаты исследования (ЭПИ):
В результате проведенного обследования были обнаружены нарушения мотивации (при необходимости запомнить и воспроизвести 10 слов, Анна воспроизводила только 8-9, что и говорит о сохранности памяти при нарушении мотивации к запоминанию), выявлена склонность к бесцельному мудрствованию, многоречивым рассуждениям, выделению незначительный, нестандартных деталей из общего фона фактов и придание им особой значимости. Вот пример высказывания, в котором проявляются подобные признаки: «...Любовь может быть и без свадьбы, например, гражданский брак, может протекать тихо у пожилых людей, но обязательны здесь чувства и человек». Объясняя понятие любви, Анна выделяет сначала формат отношений (свадьба/гражданский брак), потом возраст партнеров (почему-то начала говорить про пожилых людей), характер проявления чувства (тихо протекать), а затем выделяет «составляющие» (человек и чувства). Для сравнения у здоровых людей обычно бывает четкий и понятный ответ: «Любовь — это чувство привязанности или сильного влечения».

По результатам, полученным с помощью многофакторного опросника MMPI (СМИЛ), были отмечены следующие личностные особенности испытуемой: социальные контакты и понимание окружающих затруднено в связи со сниженным социальным интеллектом. В норме у человека есть множество ролей, которые необходимы, чтобы соответствовать ситуации, компании, целям. У Анны выявляется низкая способность к пониманию необходимости ролей, их пониманию и использованию. Анна чувствует, что ее не принимают, ощущает себя вне компании, что глубоко расстраивает ее, даже злит. Поэтому ей начинает казаться, что и все вокруг против нее озлоблены, шепчутся за спиной, строят заговоры. Развивается паранойяльность.


До проведенного исследования жалобы на тревогу и сниженное настроение наводили на мысль о депрессивном или же тревожно-фобическом расстройстве. Но уже в процессе беседы с Анной и проведения исследования стала выстраиваться совсем другая картина. Особенности мышления, выявленные мотивационные нарушения и особенности характера девушки впоследствии позволили клиническому психологу в процессе ЭПИ диагностировать раннюю стадию развития шизофрении.

Благодаря полученной в исследовании информации было вовремя назначено верное лечение. Девушка начала принимать лекарства, чтобы укрепить собственную психику, улучшить целенаправленность мышления, снизить тревогу. Другим обязательным компонентом лечения стало посещение психолога. Анна нуждалась в постоянной профессиональной поддержке, ей предстояло научиться разбираться со своими чувствами и подробно разбирать опыт взаимодействия с другими людьми, чтобы уметь его анализировать и использовать в дальнейшем. Вот так внимание к своей «обычной хандре и стрессу» и экспериментально-психологическое исследование помогли юной девушке вовремя и правильно начать свое восстановление.

Клинический психолог, психоаналитически ориентированный психотерапевт Сухорада С.С. Записаться к Сухорада С.С.
← Предыдущая статья

Созависимость - что это такое?

Следующая статья →

Как НЕ надо утешать

1

Мы занимаем 1 место среди психологических центров
по рейтингу Продокторов.
    prodoktorov.png

2
Являемся официальным представителем ведущего психотерапевтического центра страны им. В.М. Бехтерева по обучающим программам.
3
Используем только научно доказанные методы психокоррекции,
что позволяет справиться с многими психологическими проблемами.
+7 961 290-33-06 Whatsapp
Заказать звонок