Медико-психологический центр "Люмос"
+7 863 333-58-57
+7 863 333-58-57 Записаться на консультацию
Как правильно наказывать ребенка

Дата и время

12 февраля 08:41

Как наказывать ребенка? Никак. На этом тема данного поста справедливо может быть окончена, но давайте все же чуть-чуть разберемся в этом самом популярном вопросе психологу.

Мы не будем усугублять и нагнетать и без того горячую тему такими «направлениями наказаний» как порка по субботам с предварительным замачиванием розг, публичная ругань «на линейке» перед всей школой по понедельникам, отправлением в детский сад на пятидневку с ночевкой, углом на коленях в кукурузе и другими средствами, которые вряд ли заинтересуют нашего читателя, ибо если вы читаете этот пост, то вас вряд ли можно отнести к категории родителей/педагогов, использующих в своем лексиконе поговорку «дать бы тебе ума с заднего двора».

Так а что же делать? - спросите вы, если ребенка не наказывать? Формировать границы дозволенного и понимание причинно-следственных связей, а также создавать условия жизни ребенка, при которых не за что его будет наказывать. Вы думаете, это нереально? Поверьте! Реально.

Что касается причинно-следственных связей, то это работает так же, как и в мире взрослых. Если вы нарушите правила дорожного движения, вас оштрафуют. Вы заранее об этом уведомлены. Так почему же детям взрослые на ходу выдумывают наказания, опираясь на сиюминутное свое эмоциональное состояние, свои собственные страхи и неудовлетворенные потребности?

Ведь можно заранее обсудить с ребенком: если ты вовремя не почистил зубы, времени на сказку перед сном нет. Если ты не убрал игрушки, а лег спать, то этими игрушками завтра ты играть не будешь, например.

В обучении причинно-следственным связям необходимо учитывать возраст ребенка: до 3 лет мозгу ребенка недоступна эта функция, и здесь правильно говорить о создании условий ребенку, где не будет повода его наказать.

Ошибка думать, что ребенок такой же, как взрослый, только маленький.
Часто слышу от мам и пап фразу: «Мы разговариваем с ребенком как со взрослым и все ему объясняем». Хочется ответить: «Вы не можете разговаривать с ребенком на равных, потому что разговаривают принципиально два разных мозга».

Стоит напомнить, что миелинезация префронтальной коры (то есть ее функциональное созревание) оканчивается к 21-25 годам, именно тогда дозревают нейронные связи, которые создают специфические нейронные сети - и это позволяет уже взрослому человеку прогнозировать собственное будущее, именно представлять себя в этом будущем. До этого полноценное представление о будущем невозможно.
(Это кстати к вопросу о детских «планах» быть космонавтом, врачом и парикмахером). Вам вполне может казаться, что вы разговариваете со своим ребенком, как со взрослым человеком, (например, когда говорите подростку, что надо учиться, потому что это важно для его будущего) но в этот момент вы просто толкаете воздух в комнате)) Никакого будущего в голове ребенка (того будущего, которое у вас в голове) просто нет. Поэтому требования, которые родители или взрослые предъявляют своему ребенку зачастую совершенно неуместны, хотя они могут исходить из логики и из абстрактного здравого смысла.

Стало быть, причинно-следственным связям обучать стоит дитя, учитывая на какой фазе формирования психики ребенок находится.
Причина и следствие должны быть последовательные, простые, понятные, своевременные, справедливые, заранее обговоренные, беспрекословные: «если ты не выполнял бытовые обязанности, то в субботу ты не едешь к бабушке», «если ты не выучил урок и принес неудовлетворительную оценку, наш семейный воскресный поход отменяется»...

Здесь, конечно же, есть свои нюансы. Во-первых, ваши границы должны быть очень крепкие, бывают случаи, когда родители сами обозначили границы и сами же их не соблюдают, забывают, поддаются на капризы и уговоры, манипуляции детей. Это не идет на пользу воспитания.

Во-вторых, для того,чтобы у ребенка что-то «забрать» в качестве следствия, необходимо это что-то предварительно дать. И это что-то должно быть эмоционально (не финансово) значимое для ребенка. Вспомните, что у вас в арсенале: семейные традиции, воскресные настольные игры, ежемесячные походы, маленькие путешествия, выставки динозавров, ежедневное эффективное время с ребенком.

И в-третьих, смотрите на ошибки детей не с позиции прокурора) Не родитель «противостоит» ребенку, а родитель с ребенком противостоит проблеме, которая появилась.
Нейропсихолог (дети/взрослые) Иванченко Г. П. Записаться к Иванченко Г.П.
← Предыдущая статья

Аутизм - как распознать маме и когда идти к психиатру?

Следующая статья →

Почему так сложно измениться

1

Мы занимаем 1 место среди психологических центров
по рейтингу Продокторов.
    prodoktorov.png

2
Являемся официальным представителем ведущего психотерапевтического центра страны им. В.М. Бехтерева по обучающим программам.
3
Используем только научно доказанные методы психокоррекции,
что позволяет справиться с многими психологическими проблемами.
+7 961 290-33-06 Whatsapp
Заказать звонок