Привязанность и ее значение в жизни ребёнка

Дата и время

15 июля 18:44

Привязанность — это надежная база, на основе которой ребенок направляется в мир. С помощью привязанности ребенок чувствует уверенность в своих силах.

Вначале ребенку нужно постоянное присутствие взрослого, теплые объятия, внимание к его потребностям, которые он пока самостоятельно не осознает. Потребность со временем насыщается и перестает быть актуальной и за нее уже нет необходимости ребенку крепко держаться. И наоборот: если в значимой потребности ребенка ограничивают, то она становится сильнее. Если к ребенку то подходят, то нет, если его оставляют одного, когда он совершенно к этому не готов, то у ребенка включает инстинктивная защита — он пытается добиться внимания и заботы взрослых любой ценой — нытьем, капризами и т.д.

Со временем ребенок учится понимать, что у других людей есть мысли и чувства, похожие на их собственные или отличные от них. У ребенка развивается самосознание, сочувствие, умение контролировать свои импульсы, внутреннюю мотивацию. В норме ребенок развивается с помощью подражания — ребенок автоматически улавливает и повторяет поведение родителей.

Ребенок мог не получить защищенность к примеру, из-за того, что родитель находился в крайней степени синдрома эмоционального выгорания или был слишком поглощен своей собственной психологической травмой. В таком случае будет отдельно проводиться психотерапия родителя для восстановления ресурсов и возвращения к гармоничной жизни; с ребенком через игру психолог будет восполнять недополученные чувство безопасности и защиты.


Сознательные родители зачастую начинают переживать, что своей периодической нетерпимостью или обыденными проблемами с подстройкой они могли нанести вред своим детям. В реальной жизни нельзя избежать недопонимания, неуместных реакций и проблем во взаимодействии. Когда родители вовремя не откликаются либо заняты своими делами, детям приходится самим придумывать, как успокоиться. В пределах разумного это не представляет никакой проблемы. Детям нужно учиться справляться со своими недовольствами и разочарованиями. Главное, чтобы они были в состоянии чувствовать себя в душе защищенными, находясь со своими родителями. Тот, к кому ребенок привязан, утешает и придает ему сил просто фактом своего присутствия.

Дети, у которых сформировалась здоровая привязанность, начинают нервничать, если мама их покидает, однако испытывают радость по ее возвращении, а спустя короткое время полностью успокаиваются и снова становятся игривыми. Дети, чьи мамы невосприимчивы к их нуждам, либо пренебрегают ими, либо учатся справляться с возникающей тревожностью двумя способами: либо расстраиваются и требуют внимания со стороны матери, либо ведут себя пассивно и отстраненно. В обоих данных случаях контакт с матерью не приносит утешения — они не успокаиваются, как это происходит у детей со здоровой привязанностью к матери.


При «отстраненной привязанности» младенцы выглядят так, как будто их ничего не волнует — они не плачут при разлуке с матерью и не обращают на нее внимания, когда она возвращается. Их учащенное сердцебиение указывает на то, что они постоянно находятся в состоянии чрезмерного возбуждения.

Еще одна нездоровая привязанность — тревожная — такие дети постоянно привлекают к себе внимание плачем и криками — они словно пришли к заключению, что никто не будет уделять им внимания, пока они не устроят спектакль. Они чрезвычайно расстраиваются, когда не знают, где их мать, однако ее возвращение не приносит им особого утешения. И хотя ее компания не приносит им видимого удовольствия, они продолжают фокусироваться на ней, даже в ситуациях, когда другие дети предпочли бы игру.

В школе отстраненные дети чаще обижают сверстников, в то время как тревожные дети склонны становиться жертвами издевательств.

Работая с травмой привязанности, психолог помогает восполнить хотя бы часть тех дефицитов, которые ребенок не получил в детстве. Психолог помогает ребенку через игровые методы находить уверенность в своих силах, опираться на себя и свои сильные стороны. Также психолог помогает родителю избавиться от чувства вины, которое часто возникает в подобных ситуациях и работает над коррекцией стратегии воспитания.

Детский психолог Понеделкова А.В.
Следующая статья →

Тест на депрессию Бека

1

Мы занимаем 1 место среди психологических центров
по рейтингу Продокторов.
    prodoktorov.png

2
Являемся официальным представителем ведущего психотерапевтического центра страны им. В.М. Бехтерева по обучающим программам.
3
Используем только научно доказанные методы психокоррекции,
что позволяет справиться с многими психологическими проблемами.
+7 961 290-33-06 Whatsapp
Заказать звонок

Благодырь Е.М.

Канд. психол. наук. Клинический психолог. Стаж: 11 лет посмотреть отзывы

Грицай И.С.

АВА-терапист, клинический/детский психолог Стаж: 7 лет посмотреть отзывы

Заводнова А.А.

Клинический (медицинский) психолог Стаж: 10 лет посмотреть отзывы

Кондратенко А.Л.

Семейный психолог, высшая категория Стаж: 11 лет посмотреть отзывы

Понеделкова А.В.

Детский психолог Стаж: 6 лет посмотреть отзывы

Грицай И.С.

Клинический (медицинский) психолог, поведенческий психотерапевт. Стаж: 7 лет посмотреть отзывы

Трофимова А. С.

Детский психолог Стаж: 6 лет посмотреть отзывы

Иванченко Г. П.

Нейропсихолог детский Стаж: 13 лет
Психологи и отзывы