Медико-психологический центр "Люмос"
Оф. представитель НМНИЦ им. Бехтерева +7 863 333-58-57
+7 863 333-58-57 Записаться на консультацию
Развитие эмоционального интеллекта у детей: практические советы

Дата и время

27 сентября 08:35

Как часто в последнее время вы сталкивались с понятием «эмоциональный интеллект»? Слышали фразу «Вашему ребенку необходимо работать над эмоциональной сферой?» Что это такое? Какой еще эмоциональный интеллект? Нам бы с обычным интеллектом разобраться... Вот уж напридумывают психологи, а родителям разбирайся в этих терминах... Давайте попробуем вместе.

Эмоции — это способ взаимодействия с миром. А эмоциональный интеллект- это способность человека осознавать свои эмоции и справляться со своими чувствами. Это такой мощнейший внутренний встроенный гаджет, которым ребенок должен научиться пользоваться, получая знания и навыки у своих родителей, которые , в свою очередь, понимают чувства детей, сочувствуют им, успокаивают и направляют, умеют мотивировать себя, контролировать импульсы, понимают эмоции других людей, справляются со взлетами и неудачами в жизни.


Согласитесь, хорошее воспитание требует все-таки больше, чем интеллектуальное руководство, больше, чем обеспечить детей питанием, образованием и привить моральные принципы. Качественное воспитание включает в себя воздействие на эмоции. А как иначе уберечь своё чадо от насилия? Как убедить их не спешить с началом половой жизни до тех пор, пока они не станут достаточно зрелыми, чтобы сделать безопасный и ответственный выбор? Как убедить помнить о своем здоровье, чтобы они воздержались от употребления наркотиков и алкоголя? Ведь неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию, заеданию стрессов; те девочки, которые не научатся контролировать свои порывы, имеют большой шанс стать участницей телепрограммы «Беременна в 16» ( а то и раньше); раннее начало половой жизни, кстати , это зачастую следствие отсутствия эмоциональной близости со значимым взрослым — недостаток тепла, ласки, нежности от родителей; мальчики, не оттормаживающие свое импульсивное поведение, оказываются в зоне риска вступления на путь преступления и насилия, а неспособность справиться с тревогой увеличивает в разы вероятность злоупотребления запрещенными препаратами и алкоголем.

Сегодня современный мир диктует новые правила, родители должны работать больше, чем предыдущие поколения... Дети живут вдали от родственников, бабушек , дедушек; семьи стали меньше, многодетных семей практически не остается... Нет той общины, в которой ребенок естественным путем обучался эмоциям , эмпатии и социальным навыкам. Дети все больше времени проводят у компьютеров, телевизоров, телефонов и планшетов, вместо того, чтобы играть во дворе со сверстниками и друзьями. И, как следствие, становятся нервными, раздраженными, капризными, угрюмыми, одинокими, подавленными...

И что же со всем этим делать? Ответ есть — включать эмоциональное воспитание в процесс взаимодействия между родителями и детьми. А именно, родителям необходимо:

  • понимать, какую эмоцию испытывает ребенок (чтобы маме и папе понять, что чувствуют их дети, было бы неплохо научиться осознавать и различать свои эмоции. трехлетний ребенок не может сказать : «Прости, мама, я так капризничаю, потому что испытываю стресс,когда впервые иду к врачу». Это родитель должен понять его эмоцию.
  • не отвергать, а принимать все эмоции, считать их рабочим инструментом по сближению и образованию (признавая печаль, раздражение, зависть, жалость, стыд, гнев, отвращение, родители обучают сыновей и дочек искусству успокоить самого себя, а это пригодится на протяжении всей их жизни). Когда ваша 11-летняя дочь завидует последней модели айфона своей одноклассницы, не отмахивайтесь от этой эмоции, не говорите: «Бред какой-то, это не главное в жизни». Примите ее. Она есть. Так и скажите: «Да, ты завидуешь, милая, своей подруге».
  • воспринимать чувства ребенка (а для этого первое, чему стоит обучиться — слушать, сочувствовать, сопереживать. Слушать в данном случае значит больше, чем просто слышать. Научиться наблюдать). Вместо «почему ты грустный?» (ребенок может быть не в состоянии сформулировать ответ) попробуйте аккуратно расспрашивать — «кажется, ты немного устал? Я обратил/а внимание, что у тебя не очень хорошее настроение».
  • помогать называть и обозначать эмоцию, которую малыш испытывает (обозначение эмоций лексическими значениями бок о бок идет с сочувствием. Называние эмоций успокаивает нервную систему . Задача — расширить словарный запас ребенка (и свой тоже), чтобы чадо мог находить подходящие слова при объяснении, что с ним происходит). Задайте себе вопрос, уважаемые родители, «отличаю ли я гнев от обиды, любовь от привязанности, знаю ли я, что такое вина и стыд»? Знаете? Тогда помогите различать эти эмоции своему ребенку. А если не уверены,что знаете — попробуйте разобраться.
  • вместе с ребенком изучать способы решения проблемы, одновременно не нарушая собственных границ и границ малыша (это достаточно серьезный процесс, который требует особой подготовки — уметь вводить ограничения (правила), помогать определять цель, прогнозировать возможные способы решений, оценивать варианты развития событий, учитывая морально-нравственные ценности вашей семьи и помогать ребенку в выборе решения. Не пугайтесь, на практике все гораздо проще, доводится до автоматизма) Например: Тебя бесит, что брат берет твои игрушки без разрешения? Меня бы тоже это бесило. Но бить его неправильно. Что можно сделать вместо рукоприкладства, как думаешь?

Добавлю, что эмоциональными воспитателями являются и бабушки, и дедушки, и педагоги и тренеры, и сестры и братья, и другие взрослые, которые так или иначе взаимодействуют с вашими детьми. Поэтому, во-первых, тщательно выбирайте тех, кому доверяете свое «самое дорогое», а во-вторых, запасайтесь терпением, вооружайтесь знаниями и помогите своему ребенку стать эмоционально развитым взрослым.

Нейропсихолог (дети/взрослые) Иванченко Г. П. Записаться к Иванченко Г.П.
← Предыдущая статья

Посттравматическое стрессовое расстройство и как с ним справиться

Следующая статья →

Как помочь, если у близкого паническая атака?

1

Мы занимаем 1 место среди психологических центров
по рейтингу Продокторов.
    prodoktorov.png

2
Являемся официальным представителем ведущего психотерапевтического центра страны им. В.М. Бехтерева по обучающим программам.
3
Используем только научно доказанные методы психокоррекции,
что позволяет справиться с многими психологическими проблемами.
+7 961 290-33-06 Whatsapp
Заказать звонок