Медико-психологический центр "Люмос"
+7 863 333-58-57
+7 863 333-58-57 Записаться на консультацию
Не мешайте ребенку развиваться…Первый год жизни.

Дата и время

11 апреля 13:33

Главная рекомендация родителю ребенка первого года жизни - НЕ МЕШАТЬ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬСЯ.
Первый год жизни – это период особенно активного сенсомоторного развития ребенка. Под сенсорным развитием подразумевается развитие ощущений, под моторным  - двигательное развитие. В этот период у ребенка созревают низлежащие, подкорковые структуры головного мозга. Именно эта «подкорка» и является тем фундаментом, на котором будет в дальнейшем строиться «дом», а именно – все те психические функции, которые будут основой для речи, чтения, письма, счета и прочего.

Это значит, что

у ребенка должна быть возможность потрогать как можно большее количество предметов разной фактуры, и потрогать не только руками, но и ногами, и вообще всем телом.
Для этих целей малышам первых месяцев жизни можно приобрести сенсорные пеленки (хотя подобные пеленки может сделать каждая мама своими руками - для этого необходимо выбрать льняные, хлопковые, фланелевые, махровые ткани).

Не стоит превращать жизнь ребеночка в идеальные условия существования: не выглаживайте идеально распашонки, не срезайте ярлычки на детской одежде, не утюжьте махровые полотенца. Дайте возможность ребенку чувствовать свое тело.

Следующая важная рекомендация: обеспечьте малыша КИСЛОРОДОМ. Да-да, именно кислородом. Гуляйте с ребенком в любую погоду два раза в день. Кислород - это топливо для мозга, а  прогулки - лечебная мера для детей с гипоксией и задержками развития, и профилактическая и общеукрепляющая - для нормотипичных.

На улице происходит активное сенсорное развитие (нервная система учится адаптироваться к разной погоде: холоду, жаре; кожа малыша чувствует дуновение ветерка, солнечные лучи, капли дождя, снежинки - это тоже сенсорное развитие).

Третья рекомендация: сформируйте малышу режим сна и бодрствования. Человеку циклы сна и бодрствования, как и режим питания, обеспечивает сама жизнь: чтобы мы могли быть продуктивными, жизнь должна быть упорядочена. Циркадные ритмы особенно важны грудному ребенку для благополучного созревания нервной системы.

А теперь пройдемся списком по самым очевидным НЕЛЬЗЯ:

  • Слишком много игрушек вокруг ребенка. Любящие мамы и папы, заботливые дедушки и бабушки , многочисленные друзья и родственники задаривают чадо миллионом игрушек, превращая детскую комнату и даже кроватку малыша в «Детский мир» .В результате от избытка стимулов ребенок не может сосредоточиться на исследовании свойств одного предмета. В результате происходит задержка развития регуляторной сферы:  рабочей памяти, гибкости внимания или переключения,  сдерживающего контроля или торможения, а также регуляции/контроля эмоций. В будущем ребенок может демонстрировать «полевое поведение», поведение, при котором ребенок действует непроизвольно, опираясь на беспорядок окружающей среды. В доступе должны быть 1-2 игрушки.
  • Электронные игрушки: шумящие, светящиеся, поющие, звукоподражающие, скулящие, сопящие , свистящие и даже рассказывающие добрые сказки. Их количество свести к минимуму, не оставлять в открытом доступе. Эти игрушки приводят к перевозбуждению и искусственно задерживают развитие малыша из-за большой нагрузки на сенсорные системы. Если очень хочется порадовать ребенка музыкальной игрушкой , она должна быть не электронной, а классической, например, бубен, маракасы, браслеты с колокольчиками и т.д.).
  • Пренебрегать двигательным развитием в первый год жизни. Не пускать на пол. В норме ребенок должен ползать (сначала по-пластунски, потом на четвереньках). С 5 месяцев ребенок должен много времени проводить на полу. Не держите в колясках-кроватках. Стимулируйте нахождение в позе «на боку» примерно с 2.5-3 месяцев. В том числе держите на руках в этой позиции. Из этой позы ребенок учится перевороту и затем выходу в позу для ползания.
  • Избегать горшка или зацикливаться на нем. Давить на ребенка по этому поводу. Надо давать ребенку быть без подгузника дома, чтобы почувствовал ощущения от тела, когда описался, обкакался. Комментировать нейтрально (не ругать!) эти события: «ты пописал», «ты покакал», чтобы формировалось понимание данных актов, связь позывов в теле и результата.
  • Гаджеты. Нельзя. Точка. Гаджеты = Искусственная задержка развития. Всегда.
  • Телевизор и музыка постоянно фоном дома. Для нормального развития ребенка необходима тишина на фоне + четкая речь родителя. Короткие фразы, доступные пониманию на уровне ребенка. Интонирование речи для привлечения внимания ребенка. Чистые понятные звуки (пение птиц, классическая музыка, детские песенки, но не постоянно фоном, а как «пища» для сенсорной сферы). Чтение литературы ( до 3-4 месяцев любой ) для восприятия ритма речи, восприятия артикуляции. Короткие ритмичные песенки и стишки («Сорока-белобока» и т.д.). Игры в «ладушки» — так же с ритмом.
  • Развивать мелкую моторику без учета крупной. При этом постоянная беготня и залезание на шкафы не считается развитой крупной моторикой. Необходимо давать ребенку возможность насытиться ощущениями от своего тела. Особенно от проприоцептивной (это информация от мышц, суставов и сухожилий) и вестибулярной систем. Играть в мяч с самого раннего возраста (сначала катаем, потом учим кидать; чем младше ребенок – тем больше мяч, и он должен быть достаточно тяжелым. Игры по типу «сосиска в тесте» (заворачиваем ребенка в одеяло, коврик и продавливаем, тискаем, катаем). Игры в «лошадку» (катаем ребенка на спине, плечах).
  • Отсутствие коммуникативных игр и телесного взаимодействия. Обязательно эмоционально и мимически включайтесь в игру на раннем этапе, стимулируя включение малыша в коммуникацию. Играйте в фольклорные игры по типу «по кочкам-по кочкам, по ровненькой дорожке», «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и другие. Носите ребенка на руках, обнимайте, тискайте, делайте массажики. Профилактируйте материнскую депрессию и выгорание (они имеют прямое отношение к нарушениям развития у детей).
  • Кружки, секции, обучение буквам, цифрам, чтению - НЕЛЬЗЯ. Обучая всему этому ребенка , вы забираете у него большой потенциал и ресурс , который на данный момент времени необходим для других целей. Всему свое время.


Нейропсихолог (дети/взрослые) Иванченко Г. П. Записаться к Иванченко Г.П.
← Предыдущая статья

Секс: что норма, что извращенство

Следующая статья →

Избавиться от навязчивых мыслей

1

Мы занимаем 1 место среди психологических центров
по рейтингу Продокторов.
    prodoktorov.png

2
Являемся официальным представителем ведущего психотерапевтического центра страны им. В.М. Бехтерева по обучающим программам.
3
Используем только научно доказанные методы психокоррекции,
что позволяет справиться с многими психологическими проблемами.
+7 961 290-33-06 Whatsapp
Заказать звонок