+7 863 333-58-57 Записаться на консультацию
Нейропсихологические игры для развития речи ребенка

Дата и время

24 января 12:03

Помните, в начале 2000-х годов пришла мода на евро-? Евроокна, евроремонт, евростандарт... если к предмету или услуге добавляли приставку «евро», это автоматически приобретало максимальную ценность и желание приобрести товар или стремиться к этому уровню ЕВРО. Приставка «евро» — из-за общего рынка была очень необходима маркетингу... Следом за ЕВРО в тех же 2000-х, но чуть позже, пошла мода на НАНО. (хотя эта область фундаментальной и прикладной науки и техники манипулирования отдельными атомами и молекулами появилась все-таки раньше, юзать эту приставку стали немного позже). И каждый уважающий себя предприниматель торговал только нанопродукцией. Нанокоммерческие применения нанотехнологий, хотя они и были ограничены массовым применением наноматериалов, налево и направо привлекали честной народ, создавая наношумиху зачастую на пустом месте...

Жизнь не стоит на месте. И вот в 2010-х к нам ворвалась приставка «нейро». Повсюду «нейрознания», «нейроумения», «нейроцеления», «нейроучения», «нейропросвещения»... А сколько образовалось отраслей и направлений? нейрофилософия, нейрофизиология, нейрореабилитация, нейромаркетинг, нейроэкономика, нейрокардиология, нейрогинекология, нейропедагогика, нейропедиатрия, нейронаркология, нейромассаж, нейроортопедия, нейротехнология, нейропротезирование, нейротренажёр, нейросексология, нейротерапия, нейрозоология, нейролингвистика и прочая, прочая нейро...ия. «На самом деле жизнь проста, мы сами настойчиво ее усложняем». К чему это я? К тому , что само словосочетание «нейропсихологическая игра» для чего бы то ни было, будь то речь, мышление, воображение — это рекламный ход, о котором нам никогда не расскажут. Сегодня, к сожалению, приставка «нейро»- гарант маркетплейсам количества продаж, это практически бесплатная рекламная акция.
Так вот, лучшие нейропсихологические игры на развитие речи — это те, в которые будет играть специалист с ребенком, потому что нейропсихолог — это, прежде всего, клинический психолог, патопсихолог. А в руках этого специалиста любая игра станет нейро. Грамотный специалист может создать нейропсихологическую игру из подручных средств — мяча, ложки, скакалки, куклы, собственных рук. Главное, он знает, зачем он это делает, для чего, что он ожидает от своих манипуляций и какой будет результат.
Игр существует великое множество. И почти на каждой заботливый продавец аккуратненько крупным шрифтом напишет «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ». Давайте задумаемся на минуту, какую речь будет развивать эта игра? Ведь для того, чтобы знать, что развивать, необходимо знать механизм созревания, развития, нарушения нормы развития речи. Необходимо убедиться, а нарушена ли речь? Может быть, речь — это всего лишь следствие другого более серьезного нарушения? Не вершина ли айсберга это отсутствие/задержка речи?

Возьмем хотя бы всем известные рекомендации игр на развитие мелкой моторики. Очень любима маркетингом (и некоторыми несведущими специалистами) реклама/рекомендация игр на развитие мелкой моторики, так как якобы это полезно для развития речи ребенка, но мало кто знает, что непродуктивно пересыпать манку и перебирать фасоль просто так.
Реклама не договорила — развитие мелкой моторики принесет пользу в развитии речи, только если есть в этой деятельности когнитивная задача. Только в знаково-символической деятельности осуществляется связь мелкой моторики и речи. Иначе «пересыпание» круп бесполезно.

Существуют этапы детской игры: предметная, предметно-манипулятивная, образная, сюжетно-ролевая, игра по правилам, режиссерская игра высокого уровня — и именно эта последовательность в развитии ребенка и его речи более важна, чем игра с приставкой «нейро».

Давайте просто помечтаем: вот было бы хорошо, если бы каждый занимался просто своим делом, в соответствии со своей специальностью и профессией. А мамы и папы были бы просто мамами и папами (хотя это не так уж и просто) и не смешивали роль родителя и педагога, психолога, доктора и методиста.

Лучшее развитие речи, которое могут дать родители своему чаду — это режим сна, бодрствования и питания; прогулки на свежем воздухе два раза в день, где увлеченно прислушиваются с малышом к пению птиц, журчанию ручья, шуму ветра или дождя, рассматривают растения, деревья и птиц; чувствуют запахи травы, цветов; физически развивают на детской площадке; качают на качелях; играют с мячом; учат кататься на велосипеде; читают книги (не аудисказки) и рассматривают картинки; спокойно и уважительно общаются со всеми членами семьи, создают ребенку эмоциональную стабильность... Оставьте дидактику специалистам, и тогда нейропсихологические игры на развитие речи , скорее всего, вашему ребенку и не понадобятся.
Клинический/детский психолог Иванченко Г. П. Записаться к Иванченко Г.П.
← Предыдущая статья

Как справляться со сложными чувствами и навязчивыми мыслями. Техники.

Следующая статья →

Если вы решили кардинально сменить сферу деятельности

1

Мы занимаем 1 место среди психологических центров
по рейтингу Продокторов.
    prodoktorov.png

2
Являемся официальным представителем ведущего психотерапевтического центра страны им. В.М. Бехтерева по обучающим программам.
3
Используем только научно доказанные методы психокоррекции,
что позволяет справиться с многими психологическими проблемами.
+7 961 290-33-06 Whatsapp
Заказать звонок