Медико-психологический центр доказательной психотерапии ЛЮМОС
Очно и онлайн +7 863 333-58-57
+7 863 333-58-57 Записаться на консультацию
Почему детские игры важны

Дата и время

29 августа 00:00

Многие родители хотят дать ребёнку лучшее — раннее обучение языкам, кружки, рабочие тетради для развития интеллекта. Но при этом игра иногда воспринимается как пустая трата времени.
На самом деле игра — это базовый механизм развития психики ребёнка. Именно через игру он учится понимать мир, других людей и самого себя.

Ведущая деятельность

В психологии развития существует концепция ведущей деятельности. Это такой вид активности, в котором ребёнок наиболее полно раскрывает свои возможности и который определяет формирование психики на данном возрастном этапе.
  • В младенчестве ведущая деятельность — эмоциональное общение со взрослым.
  • В раннем возрасте (1–3 года) — предметно-манипулятивная деятельность (исследование предметов).
  • В дошкольном возрасте (3–6 лет) — сюжетно-ролевая игра.
  • В младшем школьном возрасте — учебная деятельность.
  • В подростковом возрасте — интимно-личностное общение и общественно значимая деятельность.
То есть именно игра в дошкольном возрасте является центральным двигателем психического развития.

Что даёт игра?

  • Когнитивное развитие. В играх ребёнок тренирует память, внимание, воображение.
  • Эмоциональная регуляция. Через ролевые сюжеты дети проигрывают страхи, злость, радость. Это помогает справляться с переживаниями.
  • Социальные навыки. В играх с другими ребёнок учится договариваться, соблюдать правила, понимать точку зрения другого.
  • Самостоятельность. Играя, ребёнок принимает решения и учится нести ответственность за них в безопасной среде.
Поэтому, если ваш дошкольник много играет, это не пустая трата времени. Это его способ учиться и развиваться — так же, как для школьника им станет учеба.

Когда игры ребёнка вызывают настороженность?

Иногда по особенностям игр можно заметить, что ребёнку тяжело справляться с внутренними переживаниями или у него есть трудности в развитии.
Обратить внимание стоит, если:
  • Игра однообразная и стереотипная.
  • Ребёнок постоянно повторяет один и тот же сюжет или движение (например, крутит одно колесо машинки, выстраивает предметы в ряды) и не выходит за его пределы.
  • Нет ролевой игры в дошкольном возрасте.
  • Если к 4–5 годам ребёнок совсем не пробует примерять разные роли (доктор, продавец, мама), это может быть неблагоприятным сигналом.
  • Игра всегда агрессивна и разрушительна. В норме дети иногда стреляют или дерутся в игре. Но если агрессия становится единственным содержанием игры, и ребёнок не пробует другие сюжеты, это может указывать на внутреннее напряжение, тревогу или неблагополучие в окружении.
  • Ребёнок не может играть с другими детьми. До 3 лет нормально играть рядом, а не вместе. Но после 4–5 лет ребёнку уже важно взаимодействие. Если он полностью избегает совместной игры или вызывает постоянные конфликты, стоит присмотреться.
  • Слишком взрослые или мрачные сюжеты. Например, постоянные игры «в смерть», «в войну», «в болезнь» с сильным эмоциональным накалом. Это может быть отражением тревоги или травматичного опыта.
  • Отсутствие интереса к игре. Если ребёнок совсем не играет, не пробует игрушки и сюжеты — это повод для консультации у специалиста.
Важно: один тревожный признак ещё не говорит о патологии. Но если вы видите устойчивую картину или несколько сигналов одновременно, стоит обсудить это с детским психологом или психиатром.

Designed by Freepik www.freepik

← Предыдущая статья

Стоп буллинг: создаем здоровую атмосферу в школе

Следующая статья →

Язык депрессии

1

Мы занимаем 1 место среди психологических центров
по рейтингу Продокторов.
    prodoktorov.png

2
Являемся официальным представителем ведущего психотерапевтического центра страны им. В.М. Бехтерева по обучающим программам.
3
Используем только научно доказанные методы психокоррекции,
что позволяет справиться с многими психологическими проблемами.
+7 961 290-33-06 Whatsapp
Заказать звонок