Если вы не первый день в интернете, то конечно же то и дело встречали информацию, типа «как правильно воспитать ребенка», " 100 советов по воспитанию ваших чад", "хочешь воспитать достойного человека-спроси меня как«..и еще миллион похожих заголовков , какой-то «парад белых пальто». Родители жадно читают информацию, чтобы «стать лучшей версией себя», «мамой в ресурсе», «отцом на миллион» и вообще быть не хуже Машки-соседки, у которой дети всегда гладко причесаны, и не просят игрушки в магазине. Только от прочитанной информации пользы мало- ощущения как от зазубренного, но так и не понятого урока..
Усаживайтесь поудобнее-обсудим
третий блок головного мозга- блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, который включает моторные, премоторные и префронтальные отделы лобных долей мозга-другими словами -генеральный директор всего мозга.
Начнем с того, что формироваться этот блок заканчивает в период 3х летнего возраста ребенка. И что это значит? А это значит, что детям младше 3х лет бесполезно объяснять причины, по которым «нельзя себя так вести», «нельзя мочить ноги в луже», " нельзя брать острые предметы". У них нет еще физиологической способности выстроить взаимосвязь в мозге и понять, захотеть усилием воли не делать то, что очень хочется, отрегулировать себя и проконтролировать. Они просто не могут. А после 3х лет они только начинают учиться. Поэтому, родители, которые абсолютно серьезно заявляют, что их трехлетний ребенок -
внимание!-принял решение не ходить в детский сад,-возьмите на заметку эту информацию...
Дети , старше 3х лет, со слабой эмоционально-волевой сферой по причине педагогической запущенности, другими словами- избалованные, вьющие веревки из своих любящих, но уже седеющих )) мам и пап -это дети, нуждающиеся в развитии именного третьего блока мозга, блока отвечающего за произвольность.
Именно если этот блок имеет дефицитарную работу, мы будем видеть сбой в любой деятельности.⠀
Дефицит функционирования моторной и премоторной коры приводит к нарушениям праксиса, к сложностям формирования новых двигательных навыков.
При нарушениях префронтальной коры страдает сознательная целенаправленная деятельность, формирование цели и последовательное выполнение программы действий, доведение начатого до конца.
Таким детям будет сложно не то что делать уроки, а даже заставить себя подойти к столу, чтобы открыть портфель. Это будет невыполнимая задача для них.⠀
Признаки дефицитарности третьего блока мозга у детей:
- неусвоение инструкции;
-
неумение построить программу ,если построение программы получается, с удержанием заданной программы все равно возникают трудности;
-
соскальзывание на побочные ассоциации ,стереотипы;
-
снижение критичности;
-
импульсивность;
-
сложности в решении математических задач с несколькими действиями (не удерживает программу действий);
-
бедная, невыразительная речь, перескакивание с одной темы на другую в разговоре;
-
дисграфия и дислексия, выражающиеся в пропуске букв, недописывании (недочитывании) слов, невыполнении задания до конца;
-
упрощение программы любой деятельности;
-
сложности в сосредоточении внимания, полевое поведение, повышенная отвлекаемость (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью или без них).
Как помочь ребёнку с дефицитарностью функционирования третьего блока мозга?
Первое, что вы можете сделать уже сейчас сами, без специалистов —
чтение. Да, вам нужно именно читать. Но не тик-ток и инстаграм, а художественную классическую литературу. Виртуальная реальность для нынешних детей — это и есть самая что ни на есть реальность. В этой реальности они живут в условиях информационного перегруза, что приводит к дефициту внимания. Современные дети не привыкли к большим объемам текста. Дай им больше трех страниц серьезного произведения- и они уже не могут сосредоточиться. И вот здесь -то родители и играют роль третьего блока головного мозга своего ребенка. Вы, родители, просто обязаны контролировать чтение ребенка, читать вместе с ребенком, читать самостоятельно, если не хотите, чтобы ваши дети пополнили ряды.. клиентов к нейропсихологу. Дети должны читать. Точка.
Второе, дети должны заниматься спортом. Именно спорт тренирует волю.
Третье — играйте с ребенком в стратегические игры. В 4 года ребенок должен уметь играть в крестики-нолики, затем в шашки, и с 5 лет — в шахматы. ( А учась проигрывать, заодно прокачает свою эмоциональную сферу).
Ну и, конечно,
не игнорируйте специалиста. Если в ходе нейропсихологического обследования будут выявлены нарушения функционирования третьего блока мозга, то в комплекс нейропсихологической коррекции, наряду с сенсомоторными методиками, необходимо включать упражнения на удержание программы действий, достижение цели, поэтапное выполнение поставленных задач.