Медико-психологический центр доказательной психотерапии ЛЮМОС
Очно и онлайн +7 863 333-58-57
+7 863 333-58-57 Записаться на консультацию

Дата и время

9 июля 00:00

Ребёнок не убрал игрушки, не взял тетрадь с домашним заданием в школу, «не услышал», когда его что-то попросили сделать — череда подобных ситуаций может выматывать и раздражать. Но на самом деле, это не про лень или неуважение. Часто за забывчивостью стоит ещё не до конца зрелая система произвольной памяти и внимания.

Как работает память у ребёнка?

Условно можно выделить два больших типа памяти:
  • Непроизвольная память
Формируется в раннем детстве. Ребёнок запоминает то, что интересно, эмоционально окрашено или повторяется. Например, он безошибочно цитирует любимый мультик или песню.
  • Произвольная память
Это то, что мы обычно имеем в виду, говоря «помни, сделай, не забудь». Она требует целенаправленного контроля, удержания в голове задачи и самонаблюдения. Формируется не сразу, а поэтапно.

Когда развивается произвольная память?

До 5–6 лет ребёнку сложно удерживать задания «в голове». Он может искренне сказать «да» — и через минуту забыть.

К 6–7 годам начинается активное развитие произвольного внимания и памяти — особенно с началом школьного обучения.

Полноценная работа этих функций формируется только к 11–13 годам, а у некоторых — позже.

Даже в подростковом возрасте ребёнок не всегда способен удерживать несколько задач одновременно, особенно на фоне усталости, стресса или высокой эмоциональной нагрузки.

Почему дети забывают на самом деле

  1.  Информация не «записалась» . Если в момент, когда вы что-то сказали, ребёнок отвлечён или у него нет ресурса — он не зафиксировал это в памяти.
  2. Мозг переключился. Ребёнок может помнить, что надо собрать рюкзак, но во время сборов эмоции (волнение, спешка, раздражение взрослых) «перебивают» доступ к памяти.
  3. Контекст важнее слов . Если вы сказали: «Не забудь сменку», но обычно сами кладёте её — мозг ребёнка ожидает, что всё будет по-старому. Он не ленится, он просто опирается на опыт, а не на слова.
  4. Нужно закрепление. Один раз сказать недостаточно. Информация осваивается только через многократное повторение и личную вовлечённость.

Что помогает:

Повторяйте спокойно и без упрёков — не все забывания одинаковы.

Используйте визуальные напоминания — наклейки, таблички, пиктограммы.

Упрощайте задачи: одно напоминание = одно действие.

Делайте ритуалы — они закрепляют действия в теле, а не только в голове.

Помогайте отмечать успехи — «Сегодня ты сам положил сменку — круто!»

Когда стоит обратить внимание:

Если забывчивость:

  • резко усилилась, особенно после болезни, травмы или стресса
  • сопровождается заметными трудностями в обучении: ребёнок не может запомнить алфавит, простые инструкции, путает имена, буквы и числа
  • идёт в паре с низкой концентрацией внимания, импульсивностью
  • сопровождается заторможенностью, утомляемостью, сонливостью
  • сохраняется в старшем школьном возрасте, несмотря на тренировку и поддержку
  • вызывает дистресс у самого ребёнка — он расстраивается, говорит «я тупой», «у меня не получается»

В таких случаях важно обратиться к:
* нейропсихологу
* детскому психологу
* неврологу или психиатру


Ребёнок не делает назло — он учится быть внимательным, организованным и собранным.

Designed by Freepik www.freepik

← Предыдущая статья

Новые культы — без мантр и костров

Следующая статья →

3 способа снизить накал эмоций здесь и сейчас

1

Мы занимаем 1 место среди психологических центров
по рейтингу Продокторов.
    prodoktorov.png

2
Являемся официальным представителем ведущего психотерапевтического центра страны им. В.М. Бехтерева по обучающим программам.
3
Используем только научно доказанные методы психокоррекции,
что позволяет справиться с многими психологическими проблемами.
+7 961 290-33-06 Whatsapp
Заказать звонок