Заикание - это нарушение речи, которое проявляется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками , нарушением ритма речи.
Нарушенный речевой ритм нередко связан с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях).
Наличие заикания вынуждает ребенка избегать коммуникаций, в результате чего сужается круг общения и, как следствие, друзей и общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение собственной неполноценности. В результате непонимания между ребенком и родителями, одноклассниками, сверстниками развивается ощущение ущемленности, нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе из-за стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.
Проблема заикания стара,как мир (вспомните историю Демосфена).
1% взрослого населения и 5% детей страдают заиканием в той или иной форме, причем мальчики в 4 раза чаще (да, нервная система мальчиков слабее, чем у девочек).
Данное заболевание называется логоневроз и вызвано судорожным сокращением мышц речевого аппарата. В этом случае человек либо запинается (клоническое -ч асто повторяется слог ма-ма-ма-ма-мама), либо в принципе не может начать фразу (тоническое,тянет долго начальную фразу м-м-м-м-мама).
Выделяют 2 типа заикания: невротическое и неврозоподобное. Невротическое возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов, а неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).
Невротическое заикание развивается у детей от 2 до 5 лет, в период, когда ребенок активно учится говорить (в пубертатном периоде может быть рецидив) и насчет причин такого заикания специалисты спорят до сих пор.
А неврозоподобное бывает и у взрослых, и у детей, как следствие каких-то нарушений, заболеваний или чмт. Оно встречается значительно реже.
В начале 19 века заикание вообще не считали медицинской проблемой, думали, что дети становятся заиками вследствие плохого воспитания, и исключительно педагоги должны справляться с этой бедой.
Однако позже появилось мнение, что причиной заикания является эмоциональный стресс. И только ближе к концу 19 столетия, благодаря бОльшей изученности физиологии, ученые обратили внимание на биологическую основу заикания.
Только в 1889 г. главной причиной заикания предположили наследственность. В 2010 году после американского исследования подтвердилась теория наследственности причин заикания.
Это значит, что заикание имеет генетическую природу. Именно мутация определенных генов приводит к заиканию. И здесь нужно сделать важное уточнение: передается, разумеется, не само заикание, а предрасположенность к нему.
То есть психотравмирующий фактор в заикании будет всегда вторичен, в базе будет органика, а именно судорожная готовность мышц речевого аппарата.
Но почему же тогда говорят, что от испуга можно начать заикаться?
Это отчасти правда. Как это случается? Рождается, например, мальчик с генетической детерменированностью к логоневрозу (с повышенным тонусом мышц речевого аппарата). Он попадает в неблагоприятную психологическую обстановку, очень невротическую. Например, это властный доминирующий отец. «Засунь свое мнение себе в..», «Заткнись, щенок!» - то и дело слышит ребенок. Отец подвергает сына физическому или эмоциональному насилию.
Или мама бьет ребенка, то и дело орет на него, или имеет привычку замахиваться, даже не ударяя сына.
То есть для появления врожденного заикания у этого условного мальчика станет мощный эмоциональный толчок: крик разъяренного отца, нападение собаки, запертая дверь в ванную и выключенный свет, как невинная шалость старшего брата, застревание в лифте и другой пережитый стресс.
Это легко может запустить нарушение речи, если у ребенка на то имеются биологические предпосылки.
Биографии многих знаменитых людей пестрят рассказами о печальном детстве и, как следствие, проблемах с речью , такими как заикание: Джеймс Эрл Джонс, Энтони Хопкинс, Брюс Уиллис,Сэмюэл Л Джексон, Король Великобритании Георг Шестой, Джо Байден - все они сумели вылечиться с помощью логопедов и психологов.
Существуют целые системы для коррекции логоневроза. Иногда достаточно снять психологические барьеры, иногда требуется многочасовая многодневная работа, но важно одно - чем раньше начать бороться с проблемой, тем больше шансов, что ситуация изменится, поэтому ничего фатального в заикании нет.
В вопросе заикания логопед всегда работает в тандеме с психологом, так как работа должна вестись не только с механизмом речи, но и с внутренними психологическими проблемами /конфликтами (не забываем, что речь - это все-таки высшая ПСИХИЧЕСКАЯ функция).
Основная задача в работе с заиканием - научить ребенка медленно, плавно говорить. Причем начинать надо со всей семьи. Все члены семьи должны общаться медленно и плавно, а также создать ребенку благоприятную эмоциональную обстановку.
Очень сложно ребенка 2-3 лет научить говорить на выдохе, не торопиться.
Поэтому когда только началось заикание, очень важно сделать речевую паузу. Использовать «речевую диету» - вместо того,чтобы активно «учить ребенка говорить правильно». Это не значит, что надо полностью замолчать, но стараться с ребенком общаться односложно, не провоцировать его на распространенные предложения. Надо не допустить, чтобы неправильный механизм речи зафиксировался в его голове.
Если сын (дочь) заикается, не надо муссировать этот вопрос, особенно при ребенке, не заостряйте внимание на этой проблеме.
Бороться с заиканием лучше с самого начала проблемы (3-4 лет).
Если ребенок идет в школу с данным нарушением речи, необходимо быть уверенным, что педагог знает, как вести себя с подобными детьми: не вызывать к доске, а спрашивать с места; не спрашивать первым; не создавать условия, при которых без того тревожный ребенок попадет в стрессовую ситуацию.
Нужно понимать, что не существует таблеток от заикания, но эта детская болезнь может сама по себе исчезнуть с возрастом (а может и усугубиться).
Существует много методов коррекции заикания, специалист подберет нужный в зависимости от формы заикания, возраста ребенка/взрослого.
Если вас заинтересовала данная тема, посмотрите фильм 2010 года «Король говорит», снятый на реальных событиях истории жизни короля Георга VI и логопеда Лайонела Лога.